Некоторые цифры, чтобы не забыть

Рубрика: Юнона-2 — admin Август 26, 2009 в 14:36

Размеры “единичного шнура”: ~1 см * 1 см * 20 м
Его средняя плотность: 2 г/куб.см = 2000 кг/куб.м
Его масса: 4 кг
Его площадь, обращенная к Солнцу и собирающая энергию: 0.2 кв.м
Солнечная постоянная на орбите Юпитера: 50.6 Вт/кв.м. (примерно равно 50 Вт)
Мощность, собираемая одним шнуром: 10 Вт
Расстояние до первой точки Лагранжа (где сила притяжения Ио сравнивается с силой притяжения Юпитера): 10.5 тыс.км от центра Ио = 8.74 тыс. км от ближайшей к Юпитеру точки Ио
Потенциал выхода с низкой орбиты в первую точку Лагранжа Ио - 2.26 * 10^6 Дж/кг
Энергия, необходимая для вывода одного шнура: 9 * 10^6 Дж
Время, потребное для этого, если использовать только солнечную энергию: 251 час или 10 с половиной суток
За первые сутки орбита поднимется на 1.23 тыс. км (3.05 тыс. км от центра Ио)
Блин, получается, уже ночью шнуры должны пересечь орбиту Ио-Орбитера (я так думаю, он болтается на высоте 600-800 км над поверхностью Ио). Другое дело, что у Ио-Орбитера орбита полярная или близкая к ней, а шнуры летают вблизи экватора.

Рубрика: Без рубрики — admin Декабрь 18, 2008 в 13:07

Закрыла возможность комментирования. Задолбалась выгребать по несколько сотен спаммовых комментариев в день.

Украли телефончик

Рубрика: Без рубрики — admin Июнь 27, 2008 в 10:46

Вчера в магазине у меня свистнули новенький мобильник.
Обидно :(

Вечером пойду восстанавливать номер.

Отрывок из письма по теме

Рубрика: Юнона-2 — admin Май 30, 2008 в 12:57

Вчера, пока шла от метро к остановке, я поняла свою ошибку. Надо было просто представить себе, как воспринимают Отшельники окружающий мир, и все сразу встало на свои места.
Мир для Отшельников переливался немыслимым богатством красок. Люди видят оптическом диапазоне и имеют в себе грубый спектрометр, имеющий 3 различных полосы пропускания (синий, желто-зеленый, красный). И даже с таким грубым инструментом мы видим вокруг цветной мир.
Отшельники видели во всем диапазоне от гамма до радиоволн. Более того, их органы зрения работали как многоканальные спектрометры высокого разрешения. Они чувствовали магнитные поля и космические лучи – видимо, чем-то вроде осязания. По их понятиям, Солнечная система была не вакуумом, а непрерывной средой, наполненной солнечным ветром, магнитным полем (Солнца и планет), потоками заряженных частиц и пр. Все это переливалось для него красками, осязательными ощущениями и наверно запахами (или чем-то аналогичным).
Кроме того, о звуке Отшельники также имели представление. Они не только болтались на орбитах, но и садились на небольшие планетоиды вроде галилеевых спутников Юпитера, не говоря уж про всякие астероиды. Кроме того, звуки распространялись непосредственно в теле самого Отшельника. Сидя в лавовом озере Ио, нельзя не слышать грохота вулканических извержений и скрипа горных пород :)
Это первый пункт.
Во-вторых, Отшельник был уже стар, опытен и мудр. Он был любопытным дитем, открывающим для себя мир, он был пылким юношей, полным Искр, он был женщиной, давшей жизнь трем новым Отшельникам. Он лично видел десятки звезд (вблизи) и чертову прорву планет. Он был знаком с биологической жизнью, причем не в двух экземплярах (земной и европейской), а во множестве типов. И, наверно, мог сочинить еще несколько биосфер с нуля, как роман. Он наверняка встречался еще с кучей тварей самой разной сложности. Про игры с материей он знал все.
А я про все это забыла.
Юнона как целое, конечно, не укладывалась в рамки предыдущего опыта, она была чем-то новым, но не принципиально новым. Отшельник по спектру увидел химический состав ее оболочки (корпуса) и ее форму во всей ее сложности (поскольку ловил и тепловое излучение станции тоже). Он обнаружил и излучение Юноны по маршруту «станция - зонды», и по маршруту «станция - Земля». Он идентифицировал Юнону как симбиотический сверхорганизм, включающий в себя как водоросли с Европы (благо они лежали в негерметичном контейнере снаружи станции и были просто видны), так и ряд организмов с Земли (там ведь были не только люди, но и куча зверья в вивариях!)
Быстренько освободив рен, Отшельник занялся Юноной. Он пустил вокруг станции ус (нить) микронных размеров, просканировавший все ее излучения. Он прилепил к корпусу пару-другую штучек, одна из которых постучала по корпусу, а другие ловили эхо. Он без труда определил внутреннюю топологию станции. Он убедился, что состав атмосферы практически совпадает с составом атмосферы третьей планеты. Я думаю, он не строил сложных умозаключений, а просто «видел» внутренние полости Юноны и чувствовал «запах» или «вкус» земной атмосферы.
И когда народ вышел чинить антенну, он не преминул залезть внутрь.

Рубрика: Без рубрики — admin Май 23, 2008 в 15:27

А у нас сегодня кошка.
Родила двоих котят.
Котята странные немножко,
все в чешуе с ушей до пят,
не жрут ни молока, ни каши,
воруют у соседей скот…
Сдается мне, что их папаша
был не совсем обычный кот.
(c)
Стянуто в ЖЖ red-cat

Крысы и заповеди

Рубрика: Без рубрики — admin Май 6, 2008 в 10:27

С тех пор, как у нас дома появились крысы, я регулярно пасусь на форуме Крысиный Бум.
В числе прочего там обсуждаются вопросы разведения декоративных крыс и правильный подход к племенной работе.
Интересно, что все (или практически все) декоративные крысы являются потомками белых лабораторных крыс, прирученных в Англии около 150 лет назад. За это время между декорашками и дикими крысами (пасюками) накопились некие значимые генотипические, фенотипические и поведенческие отличия, по поводу которых было несколько бурных дискуссий между знатоками (например, тут).
Конкретно, лабораторных крыс отбирали по признаку лояльности к человеку и другим крысам. Если оформлять эти требования в словесной форме, то они будут звучать как:
1. Возлюби человека.
2. Возлюби другую крысу.
Что-то это мне сильно напоминает. Ну очень сильно.

Аминокислоты и генетический код

Рубрика: Юнона-2, Без рубрики — admin Март 6, 2008 в 15:05

Земная жизнь основана на четырех буквах генетического кода и 20 аминокислотах. Каждый кодон, кодирующий одну аминокислоту, состоит из трех нуклеотидов. Каждый нуклеотид, в свою очередь, состоит из фосфатного остатка, сахара дезоксирибозы (в случае ДНК) и азотсодержащего основания: аденина (A), тимина (T), гуанина (G) и цитозина (C). В РНК вместо дезоксирибозы находится рибоза, а вместо тимина – урацил (U). Урацил отличается от тимина отсутствием одной метильной группы.
Итак, для кодировки каждой аминокислоты в ДНК (и РНК) используется 3 нуклеотида.
Аланин – GCU или GCC или GCA или GCG
Аргинин – CGU или CGC или CGA или CGG
Аспарагин – AAU или AAC
Аспарагиновая кислота – GAU или GAC
Цистеин – UGU или UGC
Глутаминовая кислота – GAA или GAG
Глутамин – CAA или CAG
Глицин – GGU или GGC или GGA или GGG
Гистидин – GAU или GAC
Изолейцин – AUU или AUC или AUA
Лейцин – CUU или CUC или CUA или CUG
Лизин – AAA или AAG
Метионин – только сочетание AUG, с которого начинается синтез любого белка.
Фенилаланин – UUU или UUC
Пролин – CCU или CCC или CCA или CCG
Серин – UCU или UCC или UCA или UCG
Треонин – ACU или ACC или ACA или ACG
Триптофан – только сочетание UGG
Тирозин – UAU или UAC
Валин – GUU или GUC или GUA или GUG

Сочетание UAA, UAG и UGA означают СТОП – т.е. остановку синтеза полипептидной цепи.

О жизни на Европе. 1

Рубрика: Юнона-2 — admin в 14:48

Одним из фантастических допущений романа будет жизнь в подледном океане Европы. Доводы в пользу ее наличия такие:
1. На Европе существует подледный океан, глобальный или состоящий из системы подледных озер. Наличие океана строго пока не доказано, хотя за него множество косвенных признаков (молодая поверхность Европы, зоны хаотического рельефа на Европе, напоминающие торосы, магнитное поле Европы, наведенное в слое электролита – соленой воды - и т.д.). Толщина водного слоя на Европе оценивается в 100 км, из них около 20 км холодного твердого льда.
2. Можно предположить, что на Европе существует некая вулканическая и геологическая активность. За это говорят оценки внутреннего энерговыделения Европы за счет рассеяния приливной энергии – она только в 10 раз меньше энергии, рассеиваемой Ио. Значит, хотя бы в зонах подводных вулканов лед нагревается достаточно, чтобы растаять. Эта вода неизбежно насыщена солями (в основном сульфатами) и газами. Отсюда следует возможность (и химическая, и энергетическая) зарождения жизни на основе хемосинтеза.

Дальше возникает вопрос, насколько эта жизнь будет похожа на нашу. Полностью идентичной ее делать не хочется – не интересно.

Нэлл Сэджворт

Рубрика: Юнона-2 — admin Февраль 6, 2008 в 16:00

Нэлл Сэджворт, 42 года, подтянутая коротко стриженая американка. Физико-математическое образование, вполне научная дама, атеистка. Принимала участие в изучении сверхцветных точек Ганимеда вместе с командой, управляющей ровером «Виночерпий-1». Разведена (точнее, срок ее брачного контракта закончился, и бывший муж отказался его продлять). Есть дочь Элис 20 лет, требующая называть себя Наола. С дочерью отношения сложные, точнее, в описываемый период их практически нет. Ибо за три года до описываемых событий дочь со своей лучшей подругой сбежала в коммуну поборников естественной жизни на природе и этологов, изучающих дельфинов, в одном флаконе, где и обретается до сих пор.
Близких подруг и друзей нет. Пройдя конкурс, завербовалась на Юнону-2, прошла плотный годовой курс обучения. Тема исследований – сверхцветные точки Ганимеда.

Рубрика: По мотивам прочитанных книг — admin Февраль 5, 2008 в 15:34

Чем больше я читаю книг по индийской философии, тем больше убеждаюсь в том, что капитан Немо не мог быть индусом. И дело вовсе не в том, что я считаю индусов глупыми и неспособными создать Наутилус. Напротив, я считаю индусов очень умными. Но не ложится на них то, что было сделано принцем Даккаром, ну никак не ложится.
Если бы поднял восстание, а потом потерпел поражение японский аристократ, он бы сделал себе сеппуку, и дело с концом. Индийский аристократ, скорее всего, ушел бы в горы и жил отшельником, стремясь преодолеть майю и достичь мокши. И только европейский аристократ мог смертельно обидеться на человечество, сколотить банду и уйти в морское самоизгнание.
Пять копеек в ту же копилку. Экипаж Наутилуса явно включал в себя европейцев (французов так точно), что на индуса организатора и капитана опять-таки не ложится. Не знаю, верно это или нет, но я читала, что индусы считали всех иностранцев по умолчанию неприкасаемыми. Стал бы знатный кшатрий возиться с таким отребьем! Взять с собой недобитых соратников – это да, но француз-то там откуда (член экипажа, съеденный спрутом)?
Самое интересное, что все эти противоречия легко разрешаются. Прочитав в ранней юности жизнеописание Жюля Верна, я с изумлением узнала, что сначала тот хотел сделать капитана Немо поляком, участником восстания против царской России. И топить тот должен был не английские, а русские корабли! Но Этцель, издатель Жюль Верна, зарубил эту мысль на корню – в тот момент Франция искала политического сближения с Россией, и цензура бы такое не пропустила. Вторым вариантом было сделать его американцем-аболюционистом, с утоплением судов работорговцев. Но гражданская война с США покончила с рабством, и идея стала неактуальной. Тогда Жюль Верн вообще решил не акцентироваться на том, какой национальности экипаж Наутилуса и как они дошли до жизни такой. Именно в этом варианте книга и вышла – и, на мой взгляд, это был самый лучший вариант.
Но потом Жюль Верн написал «Таинственный остров» и все испортил (шутка). Он захотел дать объяснение и лишний раз ущипнуть англичан, которых явно недолюбливал – и дал его, но неудачно. Извинением автору служит тот факт, что тогда в Европе об индийской культуре и индийской философии почти ничего не знали. Чего там, даже о России у Жюль Верна были самые дикие представления.

Смешно и грустно вспоминать о моей детской свирепости и кровожадности. Когда Немо мучился угрызениями совести за потопленный английский фрегат и требовал у Сайреса Смита суда над собой, мне это казалось досадной слабостью любимого героя. Пламенный революционер не должен сожалеть об убиенных врагах! Пламенный революционер должен беспощадно топить их пачками и гордиться этим! Кстати, в том же жизнеописании я прочитала, что количество эпизодов насилия в «20000 лье под водой» было результатом яростного спора и последующего компромисса Жюль Верна и Этцеля: Этцель ратовал за гуманизм и чувствительность, Жюль Верн хотел добавить кровушки. Кто из них был более прав? Я - не знаю…